Что такое утомление?

Отчего возникает чувство усталости?

Долгое время наука не могла дать точный ответ на эти вопросы. Высказывались самые различные догадки. Лишь постепенно удалось установить подлинную природу и причины утомляемости человеческого организма.

Великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов утверждал, что утомление непосредственно связано с работой центральной нервной системы.

Человек идёт по горной дороге. Сначала он продвигается вперёд быстрыми шагами, затем ему становится всё труднее и труднее поддерживать прежнюю скорость движения, и он постепенно замедляет шаги. Появляется чувство усталости, и может наступить такой момент, когда уже нельзя будет сделать ни одного шага. Что же произошло? Наступило резкое утомление тех отделов головного мозга, которые управляют движениями мышц ног.

Такова же природа и умственного утомления. Например, добросовестный и прилежный ученик занят решением математических задач. Сперва все идет хорошо, задачи решаются легко, но вот он начинает всё чаще задумываться, на его лице возникает выражение усталости, в его решениях появляются ошибки, число их растет. Это значит, что нервные центры головного мозга устали. Нужно дать им отдых.

Гениальный русский ученый Иван Петрович Павлов показал, что жизнедеятельность любой части человеческого организма регулируется высшими отделами центральной нервной системы, так называемой корой головного мозга. Нервные клетки коры головного мозга не могут беспрерывно работать и нуждаются в отдыхе, иначе они могут выйти надолго из строя — заболеть или даже погибнуть. Чтобы этого не случилось, они приостанавливают, или, как говорят ученые, тормозят свою работу. Когда такое торможение распространяется на небольшой участок головного мозга, у здорового человека появляется чувство усталости, потребность отдохнуть. А когда торможение захватывает значительную часть мозга — человеку хочется спать.

Взрослые люди успешно могут бороться с усталостью, работать без сна и отдыха, но недолго. Человек может прожить без пищи (на одной лишь воде) несколько недель, но без сна в течение 2-3 суток даже самые крепкие и здоровые люди делаются похожими на тяжёлобольных.

Дети еще более чувствительны к недостатку сна и отдыха. Детский мозг не может без вреда для себя долго бодрствовать. Чем младше ребенок, тем больше часов в сутки он должен спать. Новорожденные дети почти все время спят. Ощущение детской кожицей солнечного света, свежего ветра или прикосновения (при обмывании) оказывается для нервной системы новорожденного нелегкой работой. Серьезная нагрузка для них также еда и процессы переваривания пищи. Вот почему малыши легко засыпают на прогулке, после купанья и кормления.

Дети дошкольного возраста и раннего школьного возраста тоже довольно быстро устают. Утомленный ребенок теряет хорошее расположение духа, начинает по пустякам капризничать, раздражаться, засыпает не сразу. Внимание и память у него ослабевают, движения теряют свою уверенность, точность, слаженность; глаза краснеют, лицо бледнеет, ноги становятся теплее, а уши — холоднее обычного, дыхание учащается, но глубина его уменьшается. Сердце тоже начинает биться чаще, но зато каждый удар оказывается слабее, чем в норме. На уроке утомленные дети теряют интерес к занятиям, делают много ошибок от невнимательности, неаккуратно обращаются с тетрадями, книгами, приборами, пачкают их, портят и т. д.

Длина шага усталого ребенка уменьшается, во время походов и экскурсий он обычно плетётся позади остальных и легче может стать жертвой несчастного случая. При подъеме на гору или лестницу усталые дети то и дело спотыкаются, потому что недостаточно высо­ко поднимают ногу. То же происходит и при ходьбе по неровной местности. Утомленные дети невольно начинают писать крупным почерком. Если у ребенка были какие-нибудь недомогания (насморк, кашель, зубная или головная боль), то при утомлении они обычно усиливаются. Оживляются забытые плохие привычки: некоторые дети начинают грызть ногти, сосать пальцы, почесываться, иногда забиваются куда нибудь в угол и не хотят вылезать оттуда. Осанка утомленного школь­ника нарушается. Он сидит кое-как, гнёт спину назад или вбок, чересчур низко наклоняет голову. Это способствует развитию искривлений позвоночника и близорукости. Аппетит расстраивается. У нервных детей могут быть боли в животе, тошнота, понос и рвота.

Дальнейшее нарастание утомленности дает себя знать признаками приближения сна. Дети зевают, потягиваются, часто моргают веками, трут глаза. Шейные мышцы слабеют, начинается «клевание» носом, и ребенок может даже заснуть во время урока.

Иной раз утомление у детей вызывает повышение их активности: они начинают чрезмерно шалить, то и дело смеются, возбуждённо разговаривают, ёрзают на сидении, не слушаются взрослых, иногда даже грубят им. Такая вспышка активности обычно длится недолго и сменяется вялостью и сонливостью.

Однако далеко не всегда все эти признаки говорят о действительном утомлении ребенка. А что, если он не устал, а попросту недисциплинирован, невыдержан, избалован? Ведь и тогда у него может появиться значительная часть перечисленных здесь признаков. Лентяи, как известно, очень быстро «устают». Другой случай: ребенок сильно устал, но, будучи дисциплинированным, прилагает все усилия к тому, чтобы побороть это состояние. Ему давно бы пора отдохнуть, но он изо всех сил крепится, не подает вида. Мало того, бывает, что ребенок настолько увлекся каким-нибудь делом, что попросту не замечает, вернее не хочет замечать своей усталости, и очень недоволен, когда старшие требуют, чтобы он прекратил понравившееся ему занятие.

Решить все это можно лишь при внимательном изучении самого ребенка, условий его развития и воспитания, окружающей его обстановки. Не будет ошибкой сказать, что в поведении утомленного ребенка часто замечаешь и проявление наиболее ярких положительных и отрицательных сторон его личности. И это нередко позволяет определить, какие недостатки и какими мерами следует исправить в характере ребёнка.

Утомление детей в огромной степени зависит от окружающей обстановки, интереса самого ребенка к порученной ему работе, от поведения его товарищей и родителей. Каждое из этих обстоятельств может внести значительные изменения в процессы утомления: затормозить их или ускорить.

Родители 10-летней Зои Ф. долго не могли понять, почему девочка сильно утомляется при выполнении домашнего учебного задания. Нередко Зоя засыпала над тетрадью. Выяснилось, что не успеет Зоя сесть за уроки и начать решать задачу, как ей дают другие поручения, которые поминутно отрывают ее от приготовления уроков, и девочке приходилось затрачивать немало усилий, чтобы сосредоточиться и снова «войти в колею» задания.

Когда по требованию школьного врача мать перестала отвлекать Зою от уроков, девочка буквально переменилась: повышенная утомляемость и сонливость исчезли, она стала бодрой и жизнерадостной.

Повышенную утомляемость у занимающегося школьника могут вызвать также приход товарищей, несвоевременные передачи по радио и особенно по телевизору.

Хорошее средство предупреждения утомления — своевременная смена деятельности. Замечено, что люди, имеющие широкий кругозор, обладающие разносторонними интересами, устают при прочих разных условиях меньше, чем люди с ограниченным кругом интересов. Как известно, Обломов большую часть своего дня занимался тем, что спал. Напротив, все знаменитые изобретатели и выдающиеся ученые значительную часть своих суток заполняли кипучей деятельностью, и при этом сравнительно мало жаловались на усталость. У таких людей происходит постоянная смена одного вида нервной деятельности другим, и следовательно, каждая часть центральной нервной системы работает сравнительно недолго и не успевает утомиться. Это относится не только к взрослым, но и в еще большей степени к детям. Нередко родители удивляются неутомимости ребенка: он то бегает, то прыгает, то рисует и т. п. Между тем, секрет этой «неутомимости» как раз и заключается в постоянной смене одного занятия другим. Заставьте ребенка заняться чем-нибудь одним, и он быстро утомится. Важно следить за тем, чтобы школьник вовремя переключался от занятий и развлечений, требующих умственного напряжения, к подвижным играм, работе по дому. Не рекомендуется, например, сразу после занятий играть в шахматы или читать.

Разумеется, и здесь нужно знать меру. Нельзя поощрять чересчур разнообразную деятельность детей. Так, один очень способный мальчик-семиклассник, помимо ученья в общеобразовательной школе, занимался в музыкальной школе, самостоятельно изучал английский и немецкий языки и увлекался игрой в футбол. Дело кончилось тяжелым нервным переутомлением мальчика.

Из всего сказанного нельзя делать вывод, что детям вообще вредно всякое утомление и что воспитатели должны при появлении у детей признаков малейшего утомления заставлять их отдыхать или же немедленно укладывать спать. Это делать не следует, так как умеренное и своевременное утомление в комбинации с достаточным отдыхом и сном приучает ребенка к борьбе с препятствиями, облегчает ему усвоение нужных умений и навыков, укрепляет выносливость его нервной системы.

Например, человек, не привыкший к продолжительной ходьбе, ежедневно совершая прогулку по трудной дороге, сначала устает после 1-2 километров, а спустя месяц — другой начинает свободно преодолевать 5-10 километров. Многие думают, что такое привыкание к ходьбе объясняется укреплением мышц ног. Конечно, укрепление мышц ног действительно происходит, но главное в том, что клетки мозга, которые руководят движениями ног, упростили это руководство. Натренировавшись, путешественник перестал «обдумывать каждый шаг», ему стало казаться, что его ноги «сами идут».

Подобные явления наблюдаются у детей школьного возраста при подготовке к экзаменам, при различных спортивных играх, тренировках. Такая деятельность учащихся, если она чередуется со своевременным и достаточным отдыхом, укрепляет, закаляет нервную систему детского организма, помогает в дальнейшем преодолевать трудности.

Иное дело — преждевременное или чрезмерное утомление, которое может нанести вред здоровью ребенка, нарушить его нормальное развитие.

Что вызывает преждевременное и чрезмерное утомление? Прежде всего, неправильный режим дня. Если строго придерживаться определенного режима дня, можно без вреда для себя годами заниматься утомительной работой. Для каждого возраста существует свой режим. Он составляется с таким расчётом, чтобы ребенок мог без ущерба для здоровья не только плодотворно усваивать уроки в школе, выполнять домашние учебные задания, но и вовремя поесть, поспать, искупаться, погулять, поиграть, помочь дома по хозяйству, заняться спортом, почитать книгу и т. п.

Дети с ослабленным здоровьем быстрее устают. Для них должен быть создан облегчённый режим дня: меньше заниматься, больше гулять, спать, чем остальные дети. Особенное внимание следует обратить на детей, перенёсших ревматизм и туберкулез. Переутомление может вызвать новую вспышку болезни, уложить ребенка надолго в постель. Ребенок, обладающий плохим зрением, сильно устает, когда ему приходится напрягать глаза. Если такое напряжение продолжается долго, может возникнуть упорная головная боль, бессонница, потеря аппетита, тошнота и даже рвота. В таких случаях надо обратиться к специалисту по глазным болезням, который даст необходимый совет и, если надо, пропишет очки. Нельзя допускать, чтобы близорукие и тугоухие дети сидели на задних партах.

Если школьник начинает часто уставать, нужно обязательно сообщать об этом врачу.

Поделитесь этим с друзьями и знакомыми


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.